неділя, 8 грудня 2013 р.

Упрямство не порок или как выманить ослика


"Не хочу, не буду, сама ешь свою овсянку, не пойду гулять, не пойду домой с улицы, не одену эти штаны, а те тем более, не хочу учиться, а хочу жениться"... Знакомо?
А знаете ли вы, что, если осел не важно с ношей ли на спине (в виде вас, например) или сам по себе вдруг захотел остановиться, сдвинуть его не может уже ничто - ни какие либо уговоры, ни палка, ни стихия. Осел снова начинает двигаться, только если сам того захочет. И точка.

Родители и те, кто готовится ими стать! Если вы еще не удосужились прочитать книгу Владимира Леви "Нестандартный ребенок", скорее бегите, скачайте, купите, прочтите! Это кладезь от монстра психологии, от необыкновенного человека, писателя, художника и еще ко всему прочему музыканта - Владимира Леви.
Справка
"Владимир Львович Леви — российский врач-психотерапевт, психолог, писатель, художник и музыкант. Автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине, художественной прозы, стихов и песен, оформитель собственных книг. Женат, пятеро детей". Так пишет википедия. А вот, что думает о себе сам автор:
Знаю то будет со мною
заранее знаю
сделают идолом
уши и нос обкарнают
но в Запределье
в мире высоком и тонком
вечным Ребенком останусь я
вечным Ребенком.
Возрасты упрямства (из книги В.Л. Леви "Нестандартный ребенок")
"Первый возраст упрямства -
2-4 года.
Иногда что-то подобное заметно уже и у годовалых. Очаровательный покладистый малыш вдруг превращается в злостного капризулю.
Отвергается любое предложение, приказ или просьба; на любой вопрос почти автоматически отвечает "нет", "не хочу", "не буду", "не дам"...
В это время оголтелые воспитатели, не понимая, что происходит, могут натворить много бед. Начинают серьезно наказывать, бить, ломать человека в самом его начале... А происходит вот что: одно из первых опробований Программы Нет. Ребенок начинает пока еще неосознанно утверждать свое "Я". Бросает свой первый вызов миру. Учится быть своевольным, отказывать, поступать несмотря и вопреки...
Второй возраст упрямства 5-7 лет и дальше. Все то же утверждение самости, та же Программа Нет на другом уровне. "Мама, ты говоришь неправильно, дядя Саша знает лучше тебя!" "Папа, ты сам ничего не умеешь!.." "Бабушка, ты противная, ты бы умерла поскорей!", "Не буду надевать эту майку, не нравится она мне, никто не носит такие, и вообще жарко!.."
Накаты упрямства и всеотрицания будут происходить всякий раз, когда ребенок будет чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах; когда самооценка его будет ставиться под угрозу; когда будет подавляться его стремление к самостоятельности; когда будет скучно; когда взрослые будут давить, не догадываясь о своей тупости, не догадываясь о непонимании..."
Третий возраст упрямства - мальчик 14-17, девочка 11-15. Всем известный кризис, эта психогормональная буря, которую и привыкли называть собственно переходным возрастом, или пубертатным.


Из переводов с детского и не совсем:


...Со мной происходит что-то небывалое, я бешено расту, у меня все меняется, и многое неприятно, стыдно... Хочется то спрятаться и не жить, то обнимать весь мир... Я так нуждаюсь в одиночестве и так от него страдаю! Я не знаю, что подумаю через минуту, не мешайте мне, помогите!


...Хватит принимать меня за дурачка, я уже взрослый! Прошу на равных, требую уважения! Но остаток детства, который у меня еще есть, дайте дожить, доиграть!


...Не хочу жить, как вы, не хочу быть на вас похожим! Если бы я создавал этот мир, я бы сделал все по-другому, и вас бы не было! Я уже раскусил вас, наелся, с меня хватит!


...Я должен узнать мир и себя, я нуждаюсь в экспериментах. Я хочу испытать невероятное, хочу проверить известное. Мне нужны трудности и ошибки. Я хочу сам делать свою судьбу, я хочу жить как хочу, но сначала я должен узнать - чего я хочу?"
А что делать?
Поиграть...


" - Как бы это так сделать, чтобы бабушка вымыла руки перед едой как следует, с мылом... Не умеет она мыть руки... И показать ей некому...
(Пятилетняя девочка тут же бросается учить бабушку мыть руки и очень хорошо показывает, как это делается).

- Какие игрушки сегодня пойдут спать по своим местам, а какие остаются дежурить на ночь?
(Вместо тупого и несрабатывающего: "А теперь убирай свои игрушки и иди спать". По крайней мере, часть игрушек будет убрана, и идти спать уже легче...)

- Сегодня читаем книжку по очереди: строчку я,
строчку (слог, слово или два слова) ты... Кто прочтет три слова подряд, тому премия...


Такой подход - наилучший для надобностей, где одинаково опасны и послабления, и пережим. И таких немало! Еда, лечение, обучение, привитие навыков порядка и гигиены, закалка, физическое развитие - все это требует искусной, точной политики - компромиссов!"


Парадоксальная демонстрация
или Прием Тома Сойера

"Ни за что не позволю тебе покрасить этот забор". С ребенком, впавшим в упрямство, с негативистом - через два раза на третий делайте вид, что вы хотите-наоборот, ждете-наоборот... Сегодня запрещено: чистить зубы, делать зарядку, браться за книги, гулять с собакой, выносить мусорное ведро!!!
Ожидаемое упрямство-наоборот проявится с вероятностью около 85%. Приемчик срабатывает не только с детьми!"


Все меньше свистите

"Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном и 50 - в обвинительном?
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний и прочая. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!


Нужно время от времени распоряжаться собой полностью - нужна, короче, своя доля свободы. Без нее - задохнется дух... "
Постепенно все меньше свистите и командуйте" - такой совет дают дрессировщикам служебных собак, работающим со щенятами".
Воззвание к родителям
" ...Есть такое слово - "кредит". Того же корня и "кредо" - верю. Кредит - нечто, данное на веру, на доверие, но с отдачей. Ребенок приходит в мир с кредитом доверия. Этот кредит отдается взрослым и прежде всего родителям. Если бы этот кредит был бесконечным... И если бы взрослые умели не только тратить его, но и возвращать и приумножать..."
"Мир ребенка - маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но для него это Вселенная. Этот мир строится из чудом уцелевших кусочков твоего позавчерашнего утра. Но ты не узнаешь, ты не видишь... Этот мир хрупок. Пытается подражать твоему, но, как сон, отклоняется, рассыпается... В нем другое пространство, другое время".
"Родитель! С тебя лепится первообраз мира. Глубина и мощь отпечатка, оставляемого тобой в детской душе, никакому сравнению не поддается - сильнее этого только сама Природа".


Немає коментарів:

Дописати коментар