Вашему малышу
исполняется три годика и в честь этой
даты вы решили устроить для него настоящий
праздник с гостями, подарками,
тортом, надувными шарами и может даже
приглашенными клоунами. Знаменательный
день наступил. Все в сборе.
Поздравить малыша с Днем рождения пришли
родственники и друзья с маленькими
детьми. Коробки, пакеты,
свертки с подарками, преимущественно
игрушками, заполнили половину гостиной.
Маленький виновник торжества никак
не нарадуется новым машинкам, мишкам,
мячикам. Дети веселятся, родители мило
болтают за чашечкой чая со сладостями
– ну просто идиллия. Однако не тут то
было…
Через некоторое
время слышится детский спор, а после и
детский плачь. Оказывается ваш милый,
добродушный малыш ни в какую не желает
делиться игрушками, которые
только что получил в подарок и категорически
против того, чтобы кто-то помимо него
мог в них поиграть.
И в
стремлении отстоять свое право
собственности на машинку зашел
так далеко, что даже стукнул своего
друга Владика пластиковой саблей
по голове. «Какой ужас! Какой позор!»
- непременно подумаете вы.
«У нас в
семье жадин нет!» - заявите вы во
всеуслышание и демонстративно отнимите
у своего ребенка игрушку в пользу
«бедного» Владика.
В результате
вечер закончиться слезами самого
именинника и вашими переживаниями. Так
может прежде, чем ругать
ребенка за жадность, лучше разобраться
в ее причинах?
Стремление
владеть – нормальное желание каждого
человека. Зарождается оно в самом раннем
возрасте, как только ребенок перестает
воспринимать себя в единстве с матерью
и начинает произносить: «Я», «Я сам»,
«Мое».
Эгоизм
развивается прежде, чем умение
сочувствовать и сопереживать, а,
следовательно, и делиться. Ведь, чтобы
ребенок осознанно захотел поделиться,
ему надо научиться ставить себя на место
другого человека, переносить на себя
чьи-то чувства. А это совсем не такой
легкий процесс.
У маленького
ребенка часто развивается сильная
привязанность к вещам, это нормально.
Случается, что любимая игрушка не
выпускается малышом из рук, ни при каких
обстоятельствах. Он с ней спит, ест, идет
на прогулку и в детский сад. Она обретает
для него особую эмоциональную значимость.
Заставить маленького ребенка поделиться
с кем-то своей самой любимой игрушкой
– не самая лучшая идея.
Уж давайте признаемся,
нам и самим не всегда легко дается
расставание с любимой вещью, что уж от
детей требовать.
Желание делиться
обычно приходит к ребенку в возрасте
около шести лет. Конечно, делиться дети
начинают раньше, но не потому, что они
этого хотят, а потому что того требуют
правила, устанавливаемые обществом, и
в частности вами. Это вовсе не значит,
что до шести лет ребенка делиться учить
не нужно.
Ему предстоит ходить
в детский садик, играть с малышами на
детской площадке, а, следовательно, и
делиться игрушками.
При правильном
подходе можно убедить трех-четырех
летнего малыша в том, что делиться - это
полезно и свести проявления инстинкта
собственника к более-менее приемлемой
степени.
Просто нужно
адекватно подходить к этому вопросу и
не ждать от малыша излишней щедрости,
а уж тем более не пытаться решить вопрос,
силой отнимая у малыша игрушки.
Вот что пишет
на эту тему Стивен Р.Кови – отец
9 детей и автор популярнейшей во всем
мире книги по психологии и развитию
личности «7 навыков высоко эффективных
людей», который попадал в ситуацию
с детским праздником, описанную выше:
«Мой
опыт говорит мне, что когда-то нужно
учить, а когда-то нужно не учить. Когда
отношения натянуты и атмосфера накалена
эмоциями, попытка учить часто воспринимается
как форма осуждения и неприятия.
В
то же время, когда отношения благоприятны,
по-моему, гораздо продуктивнее поговорить
с ребенком наедине и спокойно обсудить
то, что считаешь важным и чему хочешь
его научить…
Возможно,
чувство собственности должно приходить
прежде, чем потребность делиться.
Возможно,
многие из тех, кто в браке и в семье
отказывается отдавать и делиться или
же отдаем механически, сами, по существу,
так и не знают, что такое самообладание,
никогда не ощущали, что значит владеть
собой, не осознавали своей индивидуальности
и не испытывали чувства собственного
достоинства.
Если
мы хотим реально помочь нашим детям
расти, необходимо быть достаточно
терпеливыми, чтобы позволить им испытать
чувство собственности, и достаточно
мудрыми, чтобы научить их дару давать,
показывая это личным примером».
А вот несколько правил, которые помогут научить малыша щедрости:
* Никогда не принуждайте малыша делиться, не ставьте его таким образом в неловкую ситуацию перед другими детьми.
* Не заставляйте малыша делиться своей самой любимой игрушкой. Для уроков щедрости можно найти какую-нибудь другую игрушку, менее дорогую и близкую ребенку.
* Показывайте щедрость на своем примере. Шли с малышом из магазина и встретили соседку – угостите ее яблоком. К вам в гости пришла подруга – предложите ей поносить ваш новый шарфик.
* Читайте сказки и смотрите мультфильмы, в которых щедрые герои побеждают, а жадным не везет.
* Поощряйте малыша за успехи. Обязательно хвалите ребенка за щедрость.
* Играйте с ребенком в игры, в которых надо, чем-то делиться или использовать какие-то предметы вместе, обмениваясь ими.
И
помните: совместное творчество
всегда объединяет.
Оно
доставит
ребенку такую радость, которой ему
обязательно захочется поделиться!
Немає коментарів:
Дописати коментар